Тест-драйв Citroen Berlingo Venturi

Источник АВТО ЦЕНТР

Когда говорят об электромобилях в Украине, то на слуху обычно Nissan Leaf, BMW i3 или Tesla Model S. Но в реальности этих машин в нашей стране больше. Один из редких представителей таких электромобилей попал к нам на тест-драйв. Если углубиться в историю автомобилестроения, то можно заметить, что на разных ее этапах выпускались электромобили, которые существенно отличались уровнем используемых технологий и типом аккумуляторных батарей. Один из таких экземпляров мы протестировали.

Citroёn Berlingo Venturi – это изделие небольшой французской автомобилестроительной компании Venturi Automobiles, которая вооружила Citroёn Berlingo электрической силовой установкой с уникальной аккумуляторной батареей. Она вовсе не никель-кадмиевая (как на гибридных Toyota или Lexus) или литий-ионная (как на современных электромобилях Nissan Leaf или Tesla Model S), а натрий никель-хлоридная. Рабочая температура такой батареи составляет 270–350°С. В моторном отсеке – натрий никель-хлоридная батарея, спрятанная в высокопрочном, термоизолированном корпусе. Этот электромобиль попал в Украину из Швейцарии, где он был на службе одной компании. Его пробег на момент доставки в нашу страну составлял всего 2 тыс. км.

Удобство зарядки

В отличие от BMW i3 и других конкурентов, Berlingo Venturi нельзя подключить к зарядным станциям со спецразъемами. Удобство зарядки такого электромобиля – отдельная тема для разговора. В комплект зарядки входит шнур с обычной двухконтактной вилкой с заземлением. Это удобно, так как можно подключиться к зарядке, находясь возле дома или офиса. Но с такой вилкой нельзя подключиться к зарядным станциям электромобилей на парковках супермаркетов или автозаправочных комплексов. Кроме того, есть свои нюансы и при подключении к бытовой сети.

Электроника

Berlingo Venturi позволяет подзаряжать батарею в трех режимах – токами 16, 10 или 7 ампер. Для условно быстрой зарядки, конечно же, нужно установить режим 16 А. Но для этого следует быть уверенным, что бытовая сеть и переноска-удлинитель выдержат такой ток. Мы, например, использовали 50-метровый удлинитель, который выдерживает ток 16 А (указано на катушке удлинителя), но при этом провод должен быть полностью размотан. Изначально мы об этом не знали, поэтому после одной ночной зарядки на 16 А катушку слегка повело. Кроме того, нужно быть уверенным в хорошей токопроводимости и в розетках и домашней проводке. Если вы не уверены в них, после подключения к сети через минут 15-30 следует попробовать степень нагрева розетки. Если она греется, то лучше переключить машину на режим зарядки при меньших токах (10А или 8А).

Стоит отметить, что данный тип батарей (натрий никель-хлоридная) отличается повышенным внутренним сопротивлением, поэтому зарядка такого электромобиля даже в режиме 16 А занимает до 8 часов. Варианта ускоренной зарядки для данной батареи не существует по той же причине. Если вы живете в многоэтажном доме и заряжаетесь от домашней розетки, процесс ежедневного протягивания переноски – удовольствие еще то! Наибольший интерес к нему проявляют соседи по дому. Спустя несколько дней зарядки из квартиры многоэтажки начинаешь искать парковку, где можно договориться о ночной зарядке. Правда, встречаются охранники, которые за ночую зарядку хотят столько денег, что весь смысл в электромобиле пропадает. Индикатор степени зарядки батареи выводится на дисплей центральной консоли. Полного заряда хватает на 120 км. Кстати, кабину водителя здесь обогревает автономный бензиновый отопитель Webasto.

Ходовые качества

В движении Citroёn Berlingo Venturi далек от нынешних электромобилей Nissan Leaf,  BMW i3 или Tesla Model S с их отменной динамикой разгона. В отличие от них, Berlingo Venturi разгоняется до 60 км/ч за целых 13 с, а сотню набирает за бесконечные 99 с! Более того, 110 км/ч для этого электромобиля – максимальная скорость. Впрочем, для городского развозного фургона большего и не нужно. Рулевой механизм здесь с электроусилителем и с приличным передаточным числом, поэтому руль очень легкий, а его ход от одного крайнего положения до другого составляет три с половиной оборота. Но такие динамические характеристики очень на руку владельцам предприятий. Даже очень активный наемный водитель на такой машине не будет склонен к агрессивной езде, которая приводит как к повышению вероятности попадания в ДТП, так и снижению ресурса узлов и деталей ходовой части автомобиля. Подвеска в Citroёn Berlingo Venturi не просто комфортная, а очень комфортная. С одной стороны, по нашим разбитым дорогам на такой машине ездить действительно комфортно. Но нужно постоянно контролировать рельеф дороги и продольную раскачку автомобиля, чтобы не плюхнуться брюхом об асфальт. Дело в том, что дорожный просвет в районе передней оси составляет всего 13 см, а нижняя точка – это корпус модуля с силовой установкой и аккумуляторной батареей. Из-за малого клиренса (13 см) в продольной раскачке поддон силового модуля может задевать дорогу. Незнакомые АКБ Натрий никель-хлоридные аккумуляторы, получившие название ZEBRA, были созданы для потребностей электротранспорта в конце 1980-х годов. Их основной производитель – швейцарская компания MES DEA. В таких аккумуляторах используются дешевые составляющие – расплавленный натрий, хлорид никеля (II), керамический твердый электролит и расплавленный аллюмохлорид натрия (NaAlCl4) в качестве жидкого электролита. Для работы необходимо поддерживать внутреннюю температуру на уровне 270-350°C. Поэтому в составе аккумуляторных батарей ZEBRA есть нагреватель и воздушный охладитель. Они упакованы в стальной двухстенный высокопрочный термоизолирующий корпус, между стенками которого имеется вакуумная прослойка. Система управления батареей поддерживает ее внутреннее состояние на оптимальном уровне, автоматически отключает питание при отсутствии нагрузки и в критических ситуациях (имеется встроенный датчик крушения). Благодаря тому, что твердый электролит, разделяющий анод и катод, является изолятором, у батарей ZEBRA нулевой уровень саморазряда. На поддержание рабочей температуры натрий никель-хлоридного аккумулятора Z5C контроллеру необходимо тратить от 100 до 120 Вт энергии, что приводит полностью заряженный аккумулятор к полному разряду за неделю. Недостаток аккумулятора ZEBRA – высокая температура – в случае с электромобилем может служить также и преимуществом. При нагрузке выделяется дополнительно до 10% тепловой энергии от потребляемой мощности, что для зимних условий означает до 600-1000 Вт тепла для малого электромобиля и не влияет на дальность пробега. Те же 100 Вт тепла при стоянке обеспечат минимальный обогрев сидений и салона в зимних условиях.

Преимущества  и недостатки

Высокая удельная емкость, сравнимая с литий-ионными аккумуляторами.
Низкая стоимость и широкая доступность основных материалов аккумулятора.
Большое время жизни аккумулятора – свыше 1000 полных циклов заряда/разряда и свыше 7 лет активной эксплуатации.
Высокая толерантность к выходу из строя отдельных аккумуляторных элементов в батарее (из-за очень низкого сопротивления вышедшего из строя элемента батарея безболезненно выдерживает до 5% потерь).
Большой вольтаж (278,6 В или 557 В для Z5C ZEBRA батареи) .
Высокая безопасность, проверенная в краш-тестах.
Отсутствие необходимости в дополнительном обогревателе в зимних условиях.
Высокая экологическая безопасность – основные компоненты натрий никель-хлоридных аккумуляторов экологически инертны.
Низкая энергоотдача.
Необходимость поддержания высокой рабочей температуры внутри батареи (250-270° С) диктует высокий расход энергии.
Для разогрева холодной батареи и приведения ее в рабочее состояние необходимо не менее суток.
Аккумуляторы ZEBRA выдерживают не более 50 циклов нагрева/охлаждения.
Большая стоимость батарей.

Итог

Исходя из большого разнообразия электромобилей и их АКБ, перед покупкой незнакомого экземпляра следует учесть несколько нюансов. Во-первых, надо найти удобное место для зарядки электромобиля. Во-вторых, выбрать СТО, где смогут качест­венно обслуживать и ремонтировать вашу машину. В-третьих, подсчитать, хватит ли вам запаса хода заряженного электромобиля на день эксплуатации.

Источник: © Autocentre.ua