«Полный бак» за 30 гривен: интервью с главой Тесла Клуб Украина

Основатель «Тесла Клуб Украина» Назар Шимоне-Давида в эксклюзивном интервью порталу ЦТС рассказывает о совместном проекте с одной из крупных сетей АЗС Украины по запуску сети зарядных станций, специфике работы с Tesla Motors и перспективе рынка электрокаров.

Автоконцерн Tesla Motors в рамках создания сети скоростных электрозаправок Supercharger планирует в 2016 году построить две из них в Украине — в Киевской и Львовской областях. Это видно из карты, которая появилась на официальном сайте компании. Вместе с тем компания уточняет, что точное расположение и дата запуска электрозаправок могут измениться.

Пока не ясно когда и по какой схеме концерн Элона Маска будет строить эти заправки в нашей стране. Официального представительства в Украине у Tesla Motors нет. При этом компания всегда работает исключительно непосредственно, не имеет ни одного дилера. Там где непосредственная работа не налажена, функции неформального представительства исполняют клубы Tesla Motors, основанные энтузиастами проектов Маска.

Чтобы узнать о планах компании по развитию в Украине, а также о перспективах рынка электрокаров в нашей стране, мы пообщались с основателем «Тесла Клуб Украина» Назаром Шимоне-Давида.

 — У компании Tesla Motors есть дилерская сеть?

В США дилерство очень развито. Однако, Tesla Motors наоборот борется с этой стратегией и работают с клиентом исключительно напрямую.

— Такие клубы, как Ваш есть еще где-то?

Да. Например, в Австрии и Бельгии.

Tesla Motors анонсировала, что в 2016 г. построит в Украине высоковольтные автозаправки сети Supercharger. Почему для строительства заправок были выбраны Киев и Львов?

Если вы посмотрите на карту, то увидите, что это не совсем Киев и Львов. Обычно Tesla строит заправки между городами на автобанах. Речь идет о Киевской и Львовской областях. Только в некоторых городах есть зарядки Supercharger, например, в Вене.

Целесообразно между Киевом и Львовом строить две зарядные станции (одну ближе к столице, другую – городу Льва), это позволит вообще без каких-либо проблем путешествовать на этом маршруте. Но на одном заряде автомобиля можно проехать 560 км от Львова до Киева даже сейчас, при условии, если скорость не будет превышать 60-70 км/час, а погода будет теплой.

Сейчас, когда еду в Киев останавливаюсь в Новоград-Волынском. Там есть отель, который вывел зарядку мощностью 380W. Этого достаточно, чтобы зарядить автомобиль за час-полтора. Затраченное время окупается суммой поездки – 30 грн чтобы заправить электрокар

Tesla Motors Club будет принимать какое либо участие в реализации проекта автозаправок сети Supercharger?

Нет, компания Tesla Motors самостоятельно их построит. Примечательно, что эти заправки будут бесплатными. Так было задекларировано президентом компании Эланом Маском. Кроме того, они подходят только для автомобилей Tesla.

 

Основатель «Тесла Клуб Украина» Назар Шимоне-Давида
фото Мирослава Пархомика

 

— Какие  инвестиции необходимы для строительства таких заправок?

В разных странах может быть разная стоимость, но это около 200-300 тыс евро. Мощность таких заправок – 135 кВт/час. Это приблизительно энергообеспечение 10 частных домов.

— Необходимо какое-то специальное оборудование?

Основное оборудование – это трансформатор, преобразующий переменный ток в постоянный, который напрямую закачивается в батарею.

— Сколько в Украине уже есть зарядных станций для электромобилей?

Зарядных станций мощностью 22 кв/час (именно на таких станциях можно достаточно быстро зарядить автомобиль, — ред. ЦТС) не много. Несколько есть в Киеве, еще одна во Львове. Но вскоре такие станции будут покрывать всю Украину.

— Как скоро? И сколько их будет?

Через несколько недель их будет более 30 единиц и это только часть проекта. Совместно с одной из крупных сетей АЗС мы планируем открыть сеть зарядных станций, которые будут не такими мощными, как у Tesla, однако ими смогут пользоваться владельцы всех марок электрокаров. Преимущественно такие станции будут открываться при гостиницах и различных комплексах на основных магистралях Украины. Они просто покупают и устанавливают у себя это зарядное устройство при условии, что клиент, который будет приезжать сможет заряжать автомобиль бесплатно… Но они все равно будут в плюсе. Полтора кофе окупают стоимость часа зарядки.

Через несколько недель cовместно с одной из крупных сетей АЗС мы планируем открыть сеть из 30 зарядных станций, которые будут не такими мощными, как у Tesla, однако ими смогут пользоваться владельцы всех марок электрокаров.

— Чем отличаются те заправки, которые строите Вы от Supercharger Tesla?

Во-первых, они не такие мощные (22 кв/час по сравнению с 135 кв/час Supercharger Tesla). Кроме того, наши заправки подают переменный ток, который за счет внутреннего оборудования автомобиля преобразуется в постоянный. Поэтому такие станции стоят гораздо дешевле, но и время зарядки автомобиля немного больше.

— Летом Tesla разрешила использовать свои патенты другим компаниям. Что это значит?

Во-первых, отдать свои патенты всем – это хороший маркетинговый ход, который означает только то, что Tesla не будет возражать, если кто-то сделает что-то похожее и в суд подавать не будет.

Компания не боится, что кто-то будет их конкурентом, потому что опережает всех лет на 10. Цепочка изготовления серийного авто, даже не электромобиля, это в лучшем случае 5-6 лет. Это у даже самых лучших автогигантов. Другие концерны могут сделать такой же электромобиль как Tesla, но он будет стоить 200-300 тыс евро, потому что стоимость технологий и батарей очень высокая.

Кроме того, в феврале этого года Tesla огласила о строительстве завода по производству автомобильных батарей. Благодаря собственному производству стоимость батарей удастся снизить на 30% а также изготавливать 500 тыс авто в год до 2020 года. Стоимость завода по предварительным расчетам составит около 5 млрд долл. Компания Panasonic у которой сейчас закупает батареи Тесла уже подписала письмо-намерение как партнер по строительству завода Тесла. Этот завод до конца 2020 г будет выпускать батарей больше, чем весь мир вообще выпускает сейчас. Таким образом, они станут монополистами по производству батарей.

— Сколько сейчас автомобилей выпускает Tesla?

За 9 месяцев текущего года было выпущено уже 35 тыс. авто и компания постоянно наращивает объёмы производства.

— Какое общее количество электрокаров в стране?

Сложно подчитать. Мой первый автомобиль Tesla был первым, официально растаможенным электромобилем в Украине. По моим данным их около 10 в стране. Еще есть электромобили марки Nissan Leaf. Их тоже около 10 единиц, однако, вскоре будет намного больше. Я общаюсь с людьми, которые развивают Nissan Leaf и они активно работают в этом направлении. Есть также гибриды (то есть автомобили, которые ездят как на бензине, так и не электрике, — ред. ЦТС). Например, Toyota Prius, на которых ездят сотрудники ГАИ. Кроме того, есть Mitsubishi, китайские BYD, китайские Ecomotors.

— Какие из них самые дорогие?

Тesla считается самым дорогим электрокаром массового производства. Средняя стоимость около 90-100 тыс евро. Остальные электрокары массового производства дешевле где-то в три раза.

— Какие преимущества у электрокаров перед бензиновыми автомобилями для страны, помимо сохранности экологии?

В первую очередь это энергонезависимость страны. Это позитивно отразиться и на сальдо страны, потому что электроэнергию мы производим сами, а нефтепродукты приходиться завозить.

— С сегодняшними ценами на бензин, электрокар кажется привлекательным вариантом. Во сколько обходиться зарядка автомобиля?

Стоимость заряда полного бака (то есть 500 км) – около 30 грн.

— Существуют ли в Украине льготы на приобретение электрокаров?

В Украине даже сейчас по сравнению с Европой не плохие условия приобретения электромобилей. При покупке авто в Австрии, например, необходимо уплатить 19% НДС, в Германии – 20%. У нас к розничной стоимости автомобиля также добавляется 20% НДС, таможенный сбор в размере 10% от стоимости автомобиля и фиксированный акциз – 109 евро. Поскольку акциз вычисляется из объёма двигателя, то по сравнению с бензиновыми автомобилями такого же класса, тут есть своя выгода. Для примера, если взять автомобиль Mercedes такого же класса, то он будет на 30%-50% дороже.

Однако, во многих странах государство стимулирует покупку электромобилей. Для примера, в Норвегии, где сейчас количество электромобилей самое  большое, около 32 тыс., не платять 25%-ный налог на добавленную стоимость и налог на регистрацию. Также водители электромобилей не платят транспортный налог. Кроме того, стимулируется приобретение электромобилей в Эстонии, где государство компенсирует владельцу 50% стоимости авто, в США – $7,5 тыс., во Франции – 7 тыс. евро, в Китае – за легковушку $10-18 тыс., а за автобус – $82 тыс. В России в 2014 г.  была отменена ввозная пошлина.

— У нас есть какие-то госпрограммы по стимулированию?

Еще нет, но мы лоббируем отмену таможенного сбора на электрокары, потому что на самом деле этот сбор предназначен для того, чтобы защитить отечественного производителя, а у нас такого нет. (Сейчас на рассмотрении комитетов Верховной рады находится законопроект №4205 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно стимулирования роста спроса на экологические виды транспорта и снижение энергетической зависимости Украины)». Он предлагает временно (до 2018 г.) освободить от налогообложения операции по ввозу на таможенную территорию Украины электромобилей, а также операции с подакцизными.

Источник http://cfts.org.ua/

Ольга Быстрицкая