Первые итоги эры электромобилей в Украине

В то время, как во всем мире обсуждают километраж, который уже способны проехать электромобили от одной зарядки, в Украину их, по большей части завозят «по-серому». AUTO-Consulting выяснил, что думают о будущем электрических авто у нас в стране ключевые трейдеры автомобилей и чиновники. И насколько это выгодный и перспективный бизнес.

Продажи электромобилей у нас в стране (так же, как и в мире) растут. Это тренд. Но с нашей местной поправкой: главный рост продаж показывают подержанные электромобили, или те, которые завозят «по-серому». Поводом откровенно поговорить об электромобилях и их перспективах в нашей стране стала церемония награждения победителей всеукраинского конкурса «Автомобиль Года 2017». Кстати, уже второй год подряд разговор на главной «тусовке» автоимпортеров заходит об электротранспорте. Но в этом году разговор уже был предметным.

Первые итоги эры электромобилей в Украине. Пионеры официальной электрификации
Пионеры электрификации автотранспорта в Украине

AUTO-Consulting проанализировал и сравнил статистику продаж электромобилей в 2015-м и 2016-м годах. В абсолютных цифрах, после отмены пошлин в 2016-м, продажи электромобилей в Украине выросли. По новым электрокарам – почти на 155%, по б/у – больше, чем на 550%. Поштучно соответственно это, по итогам 2016 года, — 290 шт. и 1144 шт. Для сравнения, в 2015-м было всего 114 шт. новых и 174 шт. б/у электрокаров. Прогресс явно есть. значит прошлогодний разговор был не напрасным

Первые итоги эры электромобилей в Украине. Пионеры официальной электрификации

Первые итоги эры электромобилей в Украине. Пионеры официальной электрификацииВ этот раз разговор об электромобилях начался с того, что заместитель министра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк рассказал, что делают в правительстве, чтобы ускорить массовое использование электрических авто у нас в стране. Среди перечисленных мер – упрощение сертификации электромобилей. Ведь70% из них завозят из США, а там отличные от европейских требования к авто. По решению мининфраструктуры, с конца прошлого года в американских электромобилях не нужно менять лобовое стекло и ремни безопасности. Двойные стандарты: для одних требования Евросоюза работают, для других нет

Первые итоги эры электромобилей в Украине. Пионеры официальной электрификации

А сейчас мининфраструктуры выступает с инициативой еще больше упростить эту процедуру и выдавать сертификаты на электромобили прямо на таможне. По словам господина Лавренюка, мининфраструктуры хочет запустить комплексную программу поддержки электромобилей. И она заложена в «Национальную стратегию развития транспорта до 2030 года».

В Украине более 9 млн. подержанных машин, их средний возраст – под 20 лет, и, конечно, было бы совсем неплохо обновить старый автопарк за счет электромобилей. Но есть, как говорится, нюансы.

Глава правления «Рено Украина» Яна Миненко обратила внимание на преобладание у нас «серых» электромобилей. И рассказала об интересном наблюдении. На заседании рабочей группы по электромобилям в Министерстве инфраструктуры Украины, она была единственным представителем официального импортера. Все остальные участники – из компаний, которые по собственной инициативе завозят к нам электромобили на свой страх и риск. Для них и были упрощены процедуры сертификации.

Первые итоги эры электромобилей в Украине. Пионеры официальной электрификации

Генеральный директор «АВТ Бавария» Александр Тимофеев, сказал, что для продажи электромобилей, надо знать все нюансы этого товара. В частности, «АВТ Бавария» акцентировал внимание, что к электромобилям другие требования даже у МЧС, и есть отдельная инструкция на случай если электромобиль попадет в ДТП, как необходимо ликвидировать возгорание. Ведь там высокое напряжение. Кроме того, у электромобиля другое сервисное обслуживание. Оно проще и на сервис надо заезжать реже, потому что нет масла, топливных и масляных фильтров, а тормозные колодки, благодаря рекуперации, изнашиваются в 2-3 раза меньше.

Первые итоги эры электромобилей в Украине. Пионеры официальной электрификации

Тем не менее, продажа электромобилей BMW в Украине – это пока не коммерческий проект, а только продвижение товара. В данном случае — BMW i3. Но, уверен, господин Тимофеев, стоимость электромобилей и стоимость энергии рано или поздно придут в одну точку и наступит переломный момент, после которого произойдет бум продаж электромобилей.

Первые итоги эры электромобилей в Украине. Пионеры официальной электрификации

То, что электромобили в Украине пока не коммерческий проект, считает и Яна Миненко. Стоимость электрокаров слишком высока по сравнению с автомобилями с ДВС. Однако, это – перспективное направление, поэтому «Рено Украина» в нынешнем году выводит на украинский рынок европейский электрический бестселлер Renault Zoe и начинает официально, а главное – профессионально заниматься электромобилями. Ведь если не задействовать хорошо развитый официальный сервис для обслуживания существующих электромобилей, будущее их в нашей стране может быть плачевным, считает госпожа Миненко. И еще очень важен вопрос инфраструктуры и взаимодействия всех ее участников.

Первые итоги эры электромобилей в Украине. Пионеры официальной электрификации

Коммерческий директор «Хюндай Украина» Геннадий Четверухин скептически отнесся к большим перспективам электромобилей у нас в стране на данном этапе. Причин для скепсиса несколько. Сами электрокары дороги, а зарядки совсем скоро могут стать платными, да и цены на электричество в любой момент могут поднять. Ведь цену будет определять рынок. Уже сейчас скоростная зарядка/заправка электромобиля, по словам господина Четверухина, стоит хороших денег. По мнению господина Четверухина, электрокар – только на половину автомобиль. А наполовину – это гаджет. И такой товар надо по-другому продавать и много инвестировать в его продвижение.

Первые итоги эры электромобилей в Украине. Пионеры официальной электрификации

Что касается цены пользования электрокаром, то она будет расти и ее будет определять рынок. В данном случае Геннадий Четверухин привел пример дизельного топлива, которое было дешевым до тех пор, пока дизельные авто не стали популярными. Теперь цены на дизель подняли, а популярность дизелей, — наоборот упала. Тем не менее, чтобы не остаться в стороне от мирового тренда, в планах «Хюндай Украина» есть поставка электромобилей к нам в страну.

Первые итоги эры электромобилей в Украине. Пионеры официальной электрификации

Замминистра инфраструктуры, в заключение отметил, что не смотря на самоввоз новых и подержанных электромобилей в Украину, он не видит в этом угрозы для официальных импортеров. Ведь c 2018 года планируется возобновление техосмотра, а только официальные импортеры смогут обеспечить для электрического транспорта качественный сервис.

Первые итоги эры электромобилей в Украине. Пионеры официальной электрификации

Разговор об электромобилях происходил в рамках дискуссии «Развитие украинского автомобильного рынка в 2017-2020 годах». Но после всего услышанного, у корреспондента AUTO-Consulting сложилось впечатление, что электромобили – это очень перспективно, но вряд ли они станут массовыми в ближайшие года три. Но в этот рынок с каждым годом будут входить все новые и новые игроки. Ведь еще год назад официально электромобили в Украине не продавал никто. Сейчас же ими занялись уже три крупных игрока. А то ли еще будет…

 

Источник Auto Consulting