Лучшие льготы для электромобилей: мировой опыт

Украина рискует повторить судьбу Германии и Франции, которые до сих пор не могут воплотить в жизнь свои электромобильные планы, если Верховная Рада 24 ноября не отменит НДС на электромобили, а взамен только введет дотации.

Мировая практика показывает, что лучше всего стимулирует развитие электромобильного рынка освобождение от налогов и сборов. Страны, которые решили, что владельцам электромобилей достаточно выплатить субсидии, не имеют весомых результатов. В то же время, субсидии остаются эффективным инструментом городских программ содействия распространению электрокаров.

Где программы стимулирования электромобилей работают эффективно Далеко не все страны ввели льготы для покупателей и владельцев электромобилей, получили одинаковые результаты. Американская консалтинговая компания IHS Automotive приводит такую статистику за 1 квартал 2015.

Как видим, Норвегия идет с большим отрывом : уже треть авто, закупаемых ее гражданами, являются электрическими. Следующие в списке — Нидерланды, которые также весьма существенно опережают своих преемников.

Льготы для електромобилистов практикуют разные страны. Как видно из таблички, основанной на данных немецкой Cesifo -Group , крупнейший успех электромобили имели среди стран с высокой налоговой нагрузкой, в которых содержание автомобиля (учитывая цены на бензин и ремонт) занимает значительную долю в семейном бюджете. Если к этому добавить продуманную политику льгот, получим Норвегию.

Страна НДС % от стоимости авто Разовые налоговые платежи Регулярные налоговые платежи Субсидии, евро Примечание
Норвегия 25 / Электромобили освобождены  Регистрационный платеж, зависящий от массы авто и выбросов. Электромобили освобождены. Годовой платеж порядка 350 евро  Регистрационный платеж вместе с НДС составляет 40-50% суммарной стоимости авто. 
Нидерланды 21 Регистрационный платеж, от которого электромобили освобождены.   Годовой платеж, зависящий от веса авто и выбросов. Электромобили освобождены от него. 3000 НДС, регистрационный платеж и четырехлетний годовой платеж составляют 30% от стоимости авто.  
Великобритания 20 Акциз за первый год пользования, зависит от цены авто и уровня выбросов. Электромобили, освободили. Акциз за последующие годы пользования. Электромобили освобождены.  До 5900
США 7,3 (усреднено из показателей разных штатов)  Регистрационный платеж 33 евро, + сбор за выбросы для очень «грязных» авто. До 5500 евро на федеральном уровне в виде налогового кредита + 1800 евро в Калифорнии.
Франция 19,6 Регистрационный сбор — в зависимости от мощности двигателя. Электромобили освобождены. До 7000
Германия 19 Ежегодный платеж около 20 евро, от которого электромобили освобождены.
Япония 5 Первоначальный платеж в зависимости от цены авто, обычно составляет 5% стоимости авто. Электромобили освобождены. Весовой платеж зависит от массы авто. Электромобили освобождены. Платеж, зависит от пробега. Электромобили платят 50%.  До 6500
Китай 17 Первоначальный платеж — 10%, акциз , зависимых от мощности двигателя и цены  Платеж, зависит от пробега и цены . Электромобили освобожден  До 7200

В Украине цена топлива ниже, чем в Европе, однако, из-за низких зарплат, расходы на содержание авто часто достигают 20-30% семейного бюджета Украинской. К тому же, как видим, уровень НДС достаточно высок, следовательно, для гарантированного развития рынка электромобилей нам нужны значительные налоговые льготы.

Почему налоги существенно замедляют рынок

Как свидетельствует исследование The International Council on Clean Transportation, нет единого рецепта » электро мобильного бума «: для каждой страны необходим свой вариант стимулирования. Вот обзор эффективности различных видов содействия развитию электро мобильных рынках. НДС В разных странах ставка НДС различна: от 5% (Япония) до 25% (скандинавские страны). Он начисляется на базовую цену автомобиля, без учета начальных платежей за регистрацию авто, но и без учета дотаций.
Норвегия является единственной из рассматриваемых здесь, что отменила НДС на электромобили. В этой стране экономия на примере Renault Zoe, составляет около 4500 евро. На всех остальных рынках владельцы электромобилей должны заплатить НДС больше, чем за аналогичные традиционные авто, ведь электромобили обычно дороже. Например, в Германии Renault Clio (базовая цена 13 277 евро) облагается НДС 2523 евро, в то время как за Renault Zoe (базовая цена 21422 евро) надо заплатить 4 070 евро.

Разовый платеж при покупке / налог при регистрации: Такой налог является не во всех странах, однако его отмены для электромобилей является также хорошим инструментом стимулирования их покупки. Например, в Нидерландах от этих платежей освобождаются не только электрокары, но и автомобили с выбросами менее 95 г / км (бензин) или 88 г / км (дизель). Другие рынки, на которых льготы первоначального платежа дали хороший эффект — это Дания и Норвегия.

Ежегодный налог Идея этого налога — в том, чтобы компенсировать экологические, дорожные расходы государства и тому подобное. Поэтому в некоторых странах электромобили освобождаются и от этого платежа. Однако если льготы исчерпываются только этим — эффекта мало. В Германии, например, ежегодный налог рассчитывается, исходя из выбросов углекислого газа и объема двигателя. Электромобили освобождаются от уплаты налога в течение 10 лет с даты первой регистрации. Тем не менее, экономия относительно невелика: 20 евро в год в случае Renault Zoe. В Нидерландах эффект лучше: ежегодная экономия в случае Renault Zoe составляет около 380 евро.

Субсидии наиболее эффективны как местные мероприятия. Когда городские администрации стремятся дегазировать пространство, они обычно устанавливают доплаты за авто, зарегистрированных в этих регионах. В частности, в Нидерландах отдельные города доплачивают 2-3 тыс. евро за регистрацию автомобиля, пытаясь сделать свой воздух чище. Местные стимулы могут быть и шире, как бесплатное пользование туннелями, паркингами, бесплатная зарядка и тому подобное. Помогают и инвестиции местных властей в инфраструктуру, отдельные требования города или региона по уровню выбросов, просветительские кампании и тому подобное.

На диаграмме рассмотрены три принципиально разные подходы к электро мобильных льгот. В Норвегии отмены НДС настолько ощутимым фактором, позволяющим даже сохранить для электромобилей ежегодные сборы, а следовательно, нарастив количество этих автомобилей страны, продолжать получать сборы в бюджет. Франция выбрала модель однократного бонуса за электромобили, который компенсирует разницу между НДС на традиционное авто и на электрокар, однако есть меньше разницу базовой стоимости этих авто. Ситуацию спасает достаточно низка цена на электроэнергию в стране, в результате полная цена эксплуатации лишь немного выше такую цену для классических авто. В Германии владельцы электромобилей экономят только на ежегодном налога, для по Renault Clio составляет 72 евро в течение четырех лет. Экономия на топливе составляет 2,838 евро. Однако высший НДС «съедает» все эти преимущества, а следовательно, полная цена эксплуатации для Clio и Zoe составляет 18736 против 27081 евро. В обзоре не указано опыт США, где стимулы для электромобилей основанные на дотациях в форме налогового кредита. В этом случае привлекательным электромобилей напрямую зависит от размера дотации : если она перекрывает стоимость авто, то электро мобильных бум работает. Но среди всех отцов только Калифорния может себе позволить выплачивать столь большие суммы дотаций.

В Украине отмене начальных платежей не принесет значительного результата: сбор за регистрацию в нашей стране отменено, услуги ГАИ и акциз для электромобилей и так минимальны: до 500 евро по сравнению с несколькими тысячами при покупке бензинового авто с пробегом. Так же нет у нас и ежегодного собрания. Зато уровень НДС высок. А адресные дотации в большинстве стран не могут покрыть разницу в стоимости между электромобилем и классическим авто. Для Украины они должны были составить около 7-12 тысяч евро: на подобные инициативы никогда не согласились бы распорядители украинского бюджета.

Кроме того, наличие НДС в Украине стимулирует сохранение коррупции на таможне : ведь в таком случае импортерам и дальше будет дешевле завозить авто по «серым » схемам. То же самое касается «налогового кредита «, который является ничем иным, как » возмещением НДС», что остается одной из самых масштабных коррупционных схем.

Источник: electrocars.com.ua

One thought on “Лучшие льготы для электромобилей: мировой опыт

Comments are closed.