Как не попасть на битый электромобиль

На сегодняшний день электромобили из оригинального тренда второй половины нулевых превратились в прочный элемент действительности — в мире таких машин уже больше 1,2 миллиона. В Украине электрокаров пока что всего около 2 000, но у нас тоже намечается зеленый автобум.

С 1 июля 2016 года существенно снизился акцизный сбор на подержанные иномарки с двигателями внутреннего сгорания, только вот эти авто, даже подешевевшие, уже не кажутся такими привлекательными — цены на топливо заставляют автомобилистов вплотную задуматься об энергетической альтернативе и электрокарах. Например, при среднем пробеге в 20 000 км за год традиционному автомобилю нужно 2 000 литров бензина, а это порядка 40 000 грн, в то время как зарядка электромобиля обойдется всего в 4 000 грн в год (или 330 грн в месяц). Другими словами, можно снизить расходы на заправку автомобиля в 10 раз. В помощь сторонникам экотранспорта осенью 2015 года Верховной Радой был принят закон, который отменил ввозной акциз на электромобили и позволил снизить стоимость таких машин на 10%. На стороне электрокаров выступают и экологи — во время движения электромобили, в отличие от машин с двигателем внутреннего сгорания, не выделяют СО2.

Чем бы ни руководствовались украинские автомобилисты — экономичностью или экологичностью — прирост «зеленых» автомобилей у нас стремительный. За первые 5 месяцев 2016 года в Украину ввезли 822 электрокара, и это на 12,5% больше, чем за весь прошлый год. В стране на начало июня 2016 года было растаможено 1727 авто с электродвигателем, и количество электромашин продолжает расти. Лидером среди электромобилей в Украине уже не первый месяц остается самый популярный в Европе Nissan Leaf: на 1 января машин этой марки, по официальной статистике МВД, было 383, а через полтора месяца, по неофициальным данным, уже 485. И вряд ли за последние полгода что-то могло фундаментально измениться.

Электромобиль — продукт для украинского рынка хоть и перспективный, но все же сравнительно новый. Ожидается, что за 2016 год в страну ввезут максимум 2 000 электромобилей, и по стране к концу года будут ездить около 2 500 таких машин, остальные же будут ждать владельцев в салонах. Впрочем, этот умерено позитивный прогноз может стать оптимистичнее — есть шанс, что скоро покупать электрокары в Украине станет еще выгоднее, а значит, и владельцев экомашин будет больше. В Верховной Раде уже зарегистрирован законопроект, который продвигает налоговую льготу на покупку электромобиля — до 16% стоимости авто. Если закон примут, то можно готовиться к волне спроса на новые электрокары. Параллельно с этим представители рынка электроавто отстаивают отмену НДС на «зеленые» автомобили — соответствующий закон под номером 1912 уже подавался в ВР, его даже обсуждали вместе с законопроектом об отмене пошлины на ввоз, но не утвердили. Сейчас готовится его второе рассмотрение – законопроект про компенсацию НДС физическим лицам при покупке электромобиля.

Конечно, можно еще посидеть и подождать, пока в Украине, как в Германии, США или Китае, введут заманчивые субсидии для владельцев автомобилей на электротяге. Но в данном случае время — деньги в квадрате, и чтобы их не терять, есть смысл влиться в электрокарную волну как можно быстрее.

С новыми электромобилями все более-менее предсказуемо, и покупатель может не переживать о том, что до него машина могла попасть в неприятные истории. А вот покупка любого подержанного электрокара — это потенциальный риск, ведь авто даже с небольшим пробегом может оказаться битым, а это уже очень опасно. Зачастую такие поставарийные авто ввозятся из США — они там изначально стоят даже дешевле, чем в «родной» Европе и Японии, а восстановлением попавших в аварию машин на электротяге практически никто не занимается (это долго и экономически невыгодно, проще получить деньги по страховке и обновиться). Поэтому некоторые дилеры нередко берут «автофранкенштейнов», собранных из «живых» запчастей нескольких битых или утопленных авто, и продают такие машины по конкурентной цене в Украине. Но формула «за одного битого двух небитых дают» в этом случае не работает: электрокар — система сложная, которая без точных настроек и проверки специальным диагностическим оборудованием работать как надо не будет.

Именно поэтому потребителям крайне важно работать с добросовестными дилерами, которые не соблазняются дешевыми предложениями в надежде при перепродаже «снять пенку погуще».  Нужно выбирать салоны, которые сотрудничают исключительно с сертифицированными поставщиками и отклоняют предложения частных продавцов, а также предоставляют полный и прозрачный пакет документов, чтобы исключить любые темные пятна в репутации авто. Ввезенные автомобили должны кроме техосмотра проходить еще и обязательную юридическую, таможенную и сертификационную проверку — тут тоже лучше не рисковать и не доверять посредникам, которые работают по серым схемам. Выбирайте компанию, которая для каждого потенциального владельца электромобиля из США и Канады предоставляет возможность проверки полной истории авто в системе Carfax по идентификационному номеру авто, VIN. В таком отчете собраны все случаи обращения предыдущих владельцев в ТО, результаты инспекций, статусы регистраций и проверок, а также покупателю предоставляются фото. Так покупатель в очередной раз сможет убедиться, что приобретает проверенный электрокар.

Если вам дают гарантию всего на год, это уже повод задуматься в надежности как автодилера, так и товара. В Украине уже есть салоны, где при приобретении электромобиля гарантия на авто составляет 2 года или 40 000 км пробега, а на тяговую батарею 5 лет или 100 000 км. А с учетом того, что машина на электроходу — это в первую очередь сложная электроника, крайне важно обеспечить профессиональную и круглосуточную поддержку пользователей. В случае с частными продавцами или небольшими компаниями рассчитывать на такое тщательное сопровождение сложно.

Еще один важный пункт — доступ к зарядным станциям. Да, бензиновых и газовых заправок в Украине несколько тысяч, в то время как стандартных публичных электрозарядок чуть более 150, а скоростных всего 9 (но год назад их и вовсе не было). Если автосалон может предоставить кроме самого автомобиля и обслуживания еще и бесплатный доступ к сети зарядных станций, то он автоматически решает одну из главных потенциальных проблем будущих хозяев электромобиля — и в таких условиях финальный шаг к покупке им сделать еще проще.

Будущее автопрома очевидно — с каждым новым десятилетием будет становиться все меньше автомобилей старой, газобензиновой формации, и для этого уже принимаются соответствующие законы. В июне 2016 года Норвегия заявила, что с 2025 года запретит автодилерам продавать автомобили с двигателями внутреннего сгорания, и на рынке этой страны останутся только электрокары. Германия, Британия, Нидерланды и США также пообещали, что с 2050 года будут разрешать своим автодилерам продавать только электромобили. Так что планка уже установлена, и наша задача — вместе с остальным миром подниматься к ней.

Источник: http://ain.ua/