Как купить электромобиль…

100 километров за 5 гривен, так почему до сих пор не все ездят на электромобилях? Рассмотрим все “за” и “против” покупки электрокара, глазами покупателя.

Рост интереса к данному сегменту персонального транспорта с одной стороны вызван дороговизной традиционного топлива, с другой постоянно развивающимися технологиями, приближающими возможность купить электрокар. Мы попробуем отойти от журналистской оценки ситуации на рынке автомашин без традиционного ДВС, и, рискуя попасть под раздачу энтузиастов, как депутат Татьяна Чорновол, попробуем посмотреть на ситуацию глазами человека, накопившего достаточную для покупки авто сумму, то есть глазами потенциального покупателя. Итак, вы на пороге автосалона, в голове кавардак, рука крепко сжимает сумку с несколькими пачками купюр, и нужно принять решение – покупаем традиционный автомобиль, или рискнем и берем электрокар.

Экономичность

  • Этап первый

электрокар

Здесь любые мысли будут заглушены одной, самой громкой: средняя стоимость пробега 100 километров составляет от 0 до 15 гривен! Немыслимая экономия, не доступная ни дизелю, ни машинам с ГБО. Да это почти бесплатно. Если рядом есть «халявная» станция зарядки, можно вообще жить припеваючи. Наш виртуальный покупатель делает первый, длинный шаг в сторону кассы.

Какой он, электромобиль?

  • Этап второй

Здесь начинается легкое смятение, ведь большинство электрокаров – небольшие городские автомобильчики. А как же мешки с картошкой? Как быть с большим семейством? Как себя любимого (в меру упитанного) в самом расцвете сил усадить в маленький компакт? Но здесь лишь отчасти проблема. В секторе электромобилей действительно много «мелочевки» – меньше веса кузова, больше запас хода. Инженерам это нравится. Но есть и довольно приличного размера экземпляры, например, Renault Fluence и модели от Tesla. Есть из чего выбрать.

Если сломается, кто починит?

  • Этап третий

Трудности с сервисом могут возникнуть в том случае, если владелец проживает в отдаленном населенном пункте, когда расстояние до дилерской СТО больше, чем запас хода на одном заряде батареи. Если же в городе присутствует фирменная СТО и салон реализует электромобили, то обслуживание должно проводиться без проблем. Электромобиль конструктивно проще аналогичного бензинового или дизельного варианта, многие детали взаимозаменяемы (подвеска, рулевое, тормоза и т.п.).

«Начитанность»

  • Этап четвертый

электрокар фото

Если человек стоит перед принятием какого-либо решения, он консультируется, черпает информацию из открытых источников, и временами эта информация помогает определиться, а временами сбивает с толку. Конечно, почитать форумы интересно, но не всегда информация, размещенная там, соответствует действительности и написана компетентным человеком. Если наш виртуальный покупатель – человек впечатлительный и склонен к сомнениям, то информация о саморазряде батареи зимой, дороговизне ее замены, неподготовленности СТО и прочих подобных факторах отпугнет от покупки электрокара. Если же есть желание все проверить на собственном опыте – делаем еще один шаг к кассе.

Запас хода

  • Этап пятый

Вот здесь довольно большая «заковыка». Большинство электромашин способны самостоятельно преодолевать от 100 до 200 километров. После чего – либо «экспресс- зарядка», на час-два, либо долгая зарядка, часов на 8 (в случае с батареями большей емкости – до 35 часов). Станций быстрой зарядки в Украине мизерное количество, поэтому, скорее актуален второй вариант: «бытовая розетка – удлинитель – 8 часов».

электрокар Украина

Все отлично, и наш покупатель еще на шаг ближе к кассе, если он все свои поездки планирует в городской черте. А если нужно ехать чуть дальше и нет времени искать розетки каждые 100-150 километров и ждать по 8 часов? Есть решение и здесь, не без компромиссов, смотрите следующий этап.

Цена

  • Этап шестой

Мы постоянно мониторим ситуацию с законодательством, и в этом материале не будем останавливаться на нюансах «растаможки» электромобилей. Напомним лишь, что эта процедура практически ничем не отличается от такой же для машин с обычным ДВС. Сами по себе электрокары немного дороже традиционных, если доплюсовать весь налоговый груз, цена зачастую становится довольно неприятной, в сравнении с подобной моделью, но с выхлопной трубой. Государство пока не готово идти навстречу, снизить налоги и дать преференции в виде компенсации части стоимости автомобиля, например, как это практикуется в некоторых странах. Здесь в помощь карандаш, лист бумаги и калькулятор.

 

Рассчитывайте экономию топлива, экономию на техобслуживании (ТО в электрокарах существенно дешевле) и делайте выводы. Во многих случаях более высокая цена электрокара компенсируется экономией на упомянутых факторах в течение первого года (или нескольких первых лет эксплуатации). Все как бы «за» покупку электромашины, но как же быть с пробегом? Из доступных на рынке машин, хорошим запасом хода обладает не так уж много вариантов. Например, электромобили Tesla — очень даже достойные варианты, и обладают не только хорошим запасом пробега на одной зарядке, а еще массой качеств, но вот цена…

Как потом перепродать?

  • Этап седьмой

электро кар фото

Этот этап пока никем не изведанный. Поскольку парк электромобилей в Украинеколичественно существенно уступает парку машин с ДВС, трудно выработать статистику снижения цен при продаже подержанного автомобиля. У тяговой батареи для электрокара есть свой ресурс. В среднем это около 1000 циклов полного перезаряда или около 8 лет. Значит, купив новый электрокар, скажем, после трех-четырех лет эксплуатации еще есть неплохие шансы его продать. Но, как будет рассчитывать все то, о чем мы здесь говорили покупатель подержанного автомобиля на электротяге? Ведь, скорее всего, второму владельцу выпадет честь заменить тяговую батарею, а это очень приличная сума, либо придется продать машину с изношенной батареей за мизерную сумму, либо – не покупать даже 2-3-летний электрокар, потому что продать его будет сложно, а удерживать (заменить АКБ) дорого. Если с новым электромобилем все более-менее ясно, с этапом «секонд- хенд» дела не такие уж радостные, причем для обеих сторон.

Капля оптимизма

Число электромобилей в мире растет в геометрической прогрессии, сеть станций зарядки постоянно расширяется. Производители охотно инвестируют немалые средства в сегмент развития электромашин. На рынке появляются новые игроки. Ископаемое топливо рано или поздно закончится, его добыча становится все более сложной и дорогой. Экологические ресурсы не безлимитны, нужно и о природе позаботится. Все вместе дает надежду на то, что с каждым днем цена электромашин будет снижаться, стоимость тяговых батарей тоже пойдет вниз, параллельно будет наращиваться их ресурс и запас хода на одном заряде. Прогресс в этой области можно сравнить с темпами развития персональных компьютеров (телефонов, планшетов) за последние несколько лет. Значит, каждый день в календаре будет приближать к нам возможность приобретения электрокара и отдалять в прошлое бензоколонки.

Электрокар

При таком раскладе дел, мы решили побеспокоить эксперта рынка электромобилей Украины, разработчика промышленных решений для электрического транспорта, председателя организации «Электромобили – здоровье наших детей», Александра Туза. Мы задали тот же вопрос: почему до сих пор, при многих очевидных выгодах, электромобили не обрели в Украине лавинообразной популярности?

Проблем несколько. Это цена, поскольку механизмы «растаможки» электромашин далеки от совершенства. Это запас хода на одной зарядке — многие покупатели хотят больше, чем средние 100-150 км. Но самая большая проблема – это низкая информированность населения об электромобилях как таковых. Представьте себе, каждый раз вы садитесь в салон, включаете зажигание — и у вас полный бак! При этом затраты на зарядку при текущих тарифах на электроэнергию просто незаметны. Проблема в том, что электротранспорт мало популяризуют. Проблема в том, что человек, купивший электромобиль привыкает к тем ощущениям ускорения, тишины и комфорта, и забывает ними делиться с окружающими. Негде взять электромобиль на прокат, чтобы попробовать «вживую». Мы все где-то слышали, что есть такое явление, как электрические автомобили, но далее продолжаем ездить на бензиновых или дизельных, тратя огромные средства на их заправку каждый день, как в поговорке: «мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус”, — Александра Туз.

Что выберет наш виртуальный покупатель?

электромобиль фото

Он все еще не сделал последний шаг к кассе. Он сомневается. Много факторов говорит «да, покупай, сколько же еще думать?» Но, немало объективных причин остановиться и подождать. Подождать возможное решение Верховной Рады об отмене налогов на электромобили — это будет маленький шаг для депутатов, но огромный шаг для всего населения Украины, которое получит больше возможностей (следует читать как «меньше преград») для приобретения экологически чистых, экономичных, более надежных и тихих электромобилей.

 

Источник