Интервью с Константином Евтушенко, SHOOTER.UA

Добрый день Константин, я знаю, что вы занимаетесь развитием рынка электротранспорта в Украине, расскажите вкратце о своей деятельности.

Наш проект SHOOTER.UA – первый подобный в Украине. Его главная цель – развитие и популяризация электротранспорта в нашей стране. Сегодня большинство наших соотечественников воспринимают  электромобиль как космический корабль, мол интересно, но малореально. Мы хотим показать, что электромобили – это не только экологично и прогрессивно, но и абсолютно доступно. В глобальном смысле наша задача приобщить Украину к мировым стандартам в транспортной индустрии и инициировать изменения в законодательстве, которые бы сделать такие машины более доступными для отечественного потребителя.

shooter

Это направление особенно актуально сегодня, когда Украина фактически находиться в состоянии войны с северным соседом. Думаю сейчас как раз время подумать о том чтобы наконец соскочить с российской нефтяной иглы и перестать вымывать валюту их страны покупая российский бензин, перейдя на электроэнергию собственного производства.

С чего началось ваше увлечение электротранспортом, начиналось ли это как хобби или хорошо продуманный бизнес проект?

Мне часто задают этот вопрос и я всегда отвечаю на него одинаково: со слов моей жены.

Мы были на отдыхе в Штатах. Так получилось, что между перелетами у нас было пять часов свободного времени. У нас было два варианта: поехать в Майями или на тест-драйв самого популярного в мире электрокара в Tesla. Мой невероятный интерес к этому авто победил и свободное время мы провели за рулем Tesla. Объяснить, какие впечатления я получил от этого тест-драйва очень трудно. Феноменальная управляемость, полная беззвучность мотора, простота управления и отсутствие лишних элементов… ощущение полета.

Когда моя жена вышла из авто, она сказала: «Знаешь, это пожалуй единственный автомобиль на который я готова пересесть после Ягуара». После этих слов, всю дорогу домой я думал как сделать так, чтобы этот автомобиль появился в нашей семье без существенного урона для семейного бюджета. И вот в процессе этих размышлений родился проект SHOOTER.UA, о котором я вам рассказывал.

elcars_shooter

Чего уже удалось добиться на уровне правительства?

Вы правильно задаете вопрос, потому что на данном этапе именно в законодательстве кроются основные препятствия на пути развития электротранспорта в Украине. Прежде всего необходимо отменить НДС и въездную пошлину на этот вид транспорта, чтобы украинский потребитель мог покупать авто по той же цене, что и европеец, не переплачивая 35% от его стоимости.Нами уже подан на рассмотрение комитетов Верховной Рады законопроект 4205 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно стимулирования роста спроса на экологические виды транспорта и снижения энергетической зависимости Украины)». Проект закона предлагает временно (до 2018 года) освободить от налогообложения операции по ввозу на таможенную территорию Украины электромобилей, а также операции с подакцизными товарами по реализации легковых автомобилей, оснащенных электрическими двигателями (кроме гибридных двигателей). Первое чтение законопроект уже прошел, и, думаю, его принятие — это лишь вопрос времени. Однако этого недостаточно — следующим шагом должно стать принятие государственной программы. Этот документ нами уже разработан и прошел обсуждение в Министерстве экономического развития и торговли Украины. И что не маловажно, свои предложения и замечания относительно программы высказали и западне эксперты, представители тех стран, в которых подобные программы уже успешно реализованы.

Расскажите о ваших планах.

Как вы понимаете – отправная точка – изменения в законодательстве. Только после их принятия и реализации программы развития электротранспорта можно говорить о дальнейших планах. Но поверьте, их достаточно, от сдачи электромобилей в арену государственным и частным предприятия, до создания службы эко-такси. Кстати, пилотный проект по аренде электрокаров мы уже реализовали со львовской мэрией. Львов всегда был наиболее инновационным городом в Украине, поэтому нам легко было найти общий язык. Они посчитали сколько тратят в год на заправку своих авто и поняли, что намного выгоднее взять электрокары в аренду. Сейчас в автопарке чиновников уже 10 наших авто.

Как вы считаете, насколько неразвитость инфраструктуры влияет в данный момент на развитие этого рынка?
Это главный фактор. Люди уже научились считать деньги и покупать энергосберегающие лампочки, хоть они и дороже. Потому что в итоге экономится электроэнергия и потому что не нужно покупать новую люстру. Вот когда зарядить электромобиль будет также просто, как вкрутить лампочку, этот рынок станет расти в геометрической прогрессии. Сегодня в Киеве есть зарядные станции. Но нужно научиться себя организовывать и планировать день так, чтобы заряд батареи не закончился по пути на важную встречу. И поэтому сегодня человек платит больше, но знает, что в радиусе нескольких километров он найдет заправку. Но если посмотреть, сколько автомобилистов переходит сегодня на газ, можно быть точно уверенным, что запрос на экономные автомобили у нас есть.

Чего помимо недостатка зарядных станций не хватает сейчас для развития электротранспорта.

Как я уже сказал, основное препятствие – налоги. В развитых странах налогообложение на электротранспорт отсутствует. Более того, правительства предоставляют существенные льготы покупателям электромобилей. Так, сумма компенсации за приобретение электромобиля в США составляет $ 7,500, во Франции — € 7,000, Эстонии — до 50%, но не более € 18,000, Китае — на легковое авто $ 10,000.

Как только мы сделаем такие авто доступными в Украине, вопрос инфраструктуры решится моментально.

shooter2Уже сегодня наиболее прогрессивные владельцы автозаправочных станций понимают, что за электромобилями будущее и начинают подстраиваться под рынок, который развивается с каждым днем. В Киеве уже есть четыре заправки на которых абсолютно бесплатно можно зарядить свое эко-авто. Уверен уже через пол года из будет в разы больше.

Есть ли у вас электромобиль и как вы им пользуетесь, ежедневно или нет. Если да, планируете ли вы его заменить и на какой?

Много лет я был фанатом BMW и лиш электромобилям удалось заставить меня изменить свои предпочтения.
Как я и обещал жене, в нашей семье появилась Tesla. Помимо удивительных ощущений, которые дает езда на электрокаре я на себе оценил экономичность этих авто. Владелец электромобиля тратит на заправку лишь 5-7 гривен на 100 км, в то время, как владелец машины с двигателем внутреннего сгорания тратит от 140 до 300 гривен. Кроме того, первое техническое обслуживание на электромобиле делается только на 40 тысячах километров.

Я ни разу не пожалел, что пересел с шустрого баварца на шикарную Tesla. Она ничем не уступает в технических характеристиках, а в плане экономии и экологии на десять шагов впереди от самой шикарной BMW.

Расскажите, на ваш взгляд, как будет развиваться связка электромобиль+смартфон?

Первое, что должно быть, это приложение для оплаты подзарядки. Сейчас в европейских городах инфраструктура зарядных станций развивается очень интенсивно, и они не всегда привязаны к каким-то объектам. Сейчас, например, есть инициатива в Европе устанавливать на уличных фонарях разъемы для зарядки электромобилей. Там логично оплачивать такую зарядку через смартфон. Нужны приложения для поиска ближайшей зарядки, желательно с информацией свободна ли она в данный момент. Но с учетом насколько быстро у нас развиваются технологии, не исключаю, что через пару лет через смартфон можно будет управлять электромобилем.

Как сейчас потребитель относится к вопросу электромобилей, как он это видит?

Думаю, примерно также, как мы видели мобильные телефоны в середине 90-х – все понимали, что это круто, но у кого-то не было денег, а у кого-то не было мобильного покрытия. Через 10 лет минута разговора подешевела с 3 гривен до 10 копеек, а покрытие добралось до самых глухих сел. В результате мы имеем 62 млн абонентов в стране с населением чуть больше 40 млн. Пока что электромобиль для потребителя – это дорогая инновация, которая пока что не очень применима в его реалиях. Но это вопрос времени.

Каково ваше отношение к Tesla Model S, X, III?

Для меня Tesla Model S — это переворот сознания, потому что ничего подобного купить невозможно – вы можете приобрести электромобиль, спорткар, роскошный хэтчбек. Но чтобы всё вместе — это только Tesla Model S. Это такой огромный дорогой гаджет, который бесшумно за 4,4 секунды разгоняется до сотни километров. Но понятно, что это не автомобиль массового производства, а скорее автомобиль мечты, который будет популяризировать более доступные модели Тесла. То же пока можно сказать о Tesla Model Х – аналитики прогнозируют, что в следующем году будет продано 5 тысяч автомобилей. Это не о рынке, а о мечте. А вот Tesla Model III это уже о рынке — цена его не должна превысить 35 000$, и компания позиционирует ее как массовую. Сейчас в Неваде строится самая большая в мире фабрика по производству аккумуляторов, которая будет обеспечивать комплектацию этой модели.

Что нужно сделать, чтобы потребитель все же заинтересовался возможностью приобретения личного электротранспорта?

Создать инфраструктуру для зарядки и простимулировать финансово. Отмена ввозной пошлины или частичная компенсация стоимости электромобиля в ряде государств дала толчок для развития этого рынка. А государство, которое заботится о своих гражданах должно это делать, потому как бензиновые автомобили выбрасывают в атмосферу миллионы тонн углекислого газа. В случае же с Украиной это еще и уменьшение энергетической зависимости от России и сокращение импорта.

Большое спасибо за интервью и до следующей встречи.

 

Александр Пристромко
специально для Elcars.com.ua