Электромобили. Аналитика

Правительство серьезно озабочено проблемами экологии и активно пытается приобщить жителей Германии к бытию в гармонии с окружающей средой.

В 2016 году оно приняло решение стимулировать покупку гражданами электрических и гибридных автомобилей, выплачивая покупателям экологически чистых машин субсидии в размере от трех до четырех тысяч евро. В прессе начали появляться высказывания о том, что хорошо было бы к 2030 году производить в Германии только электромобили и полностью отказаться от загрязняющих окружающую среду машин с бензиновыми и дизельными двигателями.

Далее мы расскажем о неизбежных последствиях «полной электрификации» автотранспорта для Германии и Европы в целом, а также о технических и организационных трудностях, которые ожидают производителей и потребителей электромобилей.

Сегодня при приобретении электромобиля покупателю придется серьезно раскошелиться, что среди прочего объясняется относительно небольшими объемами (пока!) их производства. В таблице приведены цены на некоторые модели, а также их технические характеристики.


*Данные приведены на сайте elektroauto.net

Особняком стоят модели фирмы Тесла, стоимость которых составляет от 83,3 до 125,4 тыс. €, а пробег на одной зарядке от 470 до 550 км.
Даже предварительный анализ приведенных в таблице данных позволяет сделать ряд выводов:

• Электромобили, даже с учетом правительственных субсидий, в 1,5 раза дороже своих аналогов с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
• Пробег электромобиля на одной зарядке в три-четыре раза меньше, чем у моделей с ДВС. По мнению авторитетной ADAC, даже приведенный в таблице пробег может быть достигнут лишь в тестовых условиях при отключении других устройств, потребляющих электроэнергию (кондиционер, радио, фары), а также при оптимальной скорости движения. В реальности, по результатам испытаний, пробег составит лишь 70-80% от заявленного.

Специалисты отмечают и некоторые другие проблемы электромобилей.

Зарядка аккумуляторов
На сегодняшний день время зарядки аккумуляторов без использования специальных зарядных устройств мощностью 50 кW у всех типов электромобилей составляет многие часы. Например, из бытовой розетки 220 V такой автомобиль надо заряжать всю ночь. Это ограничивает их использование исключительно населенными пунктами, а покупку более-менее пригодных к повседневной эксплуатации автомобилей марки Тесла могут позволить себе только состоятельные люди, так что сегодня серьезно рассматривать их в качестве альтернативы автомобилям с ДВС не приходится.

Серьезной проблемой является повсеместная организация зарядных станций, ведь класть в багажник электромобиля канистру с бензином бессмысленно, поэтому для массового развития электромобилей необходимо создать полномасштабную сеть их «заправок», принципиально иначе организованную, нежели существующая сегодня. А учитывая тесные транспортные связи Германии с другими странами, сеть электрозаправок должна быть создана не только в Германии, но и по всей Европе. Понятно, что для решения этой проблемы потребуется привлечение огромных инвестиций, включая обеспечение заправок источниками электроэнергии большой мощности.

Производство аккумуляторов
Массовое производство электромобилей потребует огромных мощностей не только для производства, но и для обеспечения их аккумуляторными батареями, а также (не будем об этом забывать!) переработки пришедших в негодность батарей. Для этого необходимы цветные металлы в огромных количествах, что потребует, в свою очередь, увеличения добычи руд этих металлов. Сегодня руду для выплавки необходимых цветных металлов добывают в странах Азии и Африки, где находятся их крупнейшие месторождения. Добыча руд в этих странах ведется настолько примитивно, что сегодня приходится говорить о крупномасштабной экологической катастрофе в этих районах (журнал «Партнёр» уже писал об этой проблеме).

Последствия для автомобильной промышленности
Массовый переход на выпуск электромобилей повлечет за собой полную перестройку всей автомобильной промышленности.
Электромобиль устроен значительно проще, чем его аналог, снабженный ДВС: у него отсутствует такой технологически сложный узел, как коробка передач, а производство электромоторов обходится намного дешевле, чем изготовление ДВС. Это значит, что трудозатраты на производство электромобилей существенно меньше, чем производство машин с ДВС. И еще один важный фактор, о котором пока говорят мало, но его последствия могут оказаться чрезвычайно значимыми: для производства электромобилей нужны менее квалифицированные рабочие руки, чем для производства автомобилей с ДВС.

По мнению специалистов, массовое производство электромобилей приведет к тому, что только Германия безвозвратно потеряет в автомобильной промышленности около 250 тыс. рабочих мест высококвалифицированных специалистов.

Закроются сотни предприятий, производящих комплектующие детали и узлы для механических частей автомобилей и двигателей внутреннего сгорания. Переход на массовое производство электромобилей обернется Европе потерей не менее двух миллионов рабочих мест. Это ударит по мировому лидерству в области автомобилестроения таких стран, как Германия, США, Япония, Франция, Италия, Испания и Южная Корея.

Переход на производство электромобилей также резко снизит нынешнюю потребность в выпускниках вузов машиностроительных специальностей Европы, США, Японии. По мнению экспертов, многие факультеты должны будут сократить набор студентов на 30-50%.

Более того, многие эксперты предсказывают, что при массовом переходе на электромобили их производство в европейских странах полностью или почти полностью прекратится, а их сборка будет осуществляться в странах «Третьего мира».

Как это скажется на рынке труда и труда квалифицированного, следует подумать уже сегодня.

Организация производства в условиях глобализации
Маркетологи, работающие в области организации автомобилестроения, не исключают, что электромобили повторят, так или иначе, судьбу нынешних смартфонов. Они полагают, что электромобили будут собирать «на коленке» где угодно, приобретая необходимые комплектующие детали, часто весьма низкого качества. Не исключена возможность наводнения рынков, особенно в странах «Третьего мира», дешевыми и некачественными подделками под «марочные» продукты. Так что если в ситуации со смартфонами речь идет о потере нескольких десятков евро, то в случае неисправного электромобиля потребители могут потерять значительно большие суммы.

Проблемы сбыта
Некоторые политики, активно пропагандирующие повсеместный переход на электромобили как панацею от экологических бед, не видят большой проблемы в высоких ценах и не считают необходимым продолжать выпускать автомобили в нынешних объемах. В партии зеленых регулярно раздаются голоса, призывающие сократить количество автомобилей, находящихся в частном пользовании, а проблему мобильности решить методом т.н. CarSharing, когда автомобиль резервируют по Интернету, забирая его в условленном месте и возвращая его после использования на ту же или другую стоянку. Сегодня такие автомобили можно встретить на стоянках в разных городах по всей Германии. Всё это, несомненно, скажется и на сбыте электромобилей.

Итак, в области автомобильного транспорта грядет настоящая революция. Она будет происходить достаточно стремительно, и, как при всякой революции, кто-то от нее выиграет, а кто-то проиграет. До 2030 года осталось совсем немного времени, а масштабы задач, стоящих перед автомобилестроителями и специалистами по планировке городов, грандиозны.

Игорь Листов (Дортмунд)

Источник

 

! Редакция не всегда разделяет мнение автора !